Авиатранспортное обозрение,
28 февраля 2012 г.
Авиационное страхование в России: краткий обзор текущей ситуации
1796 просмотров
Дорогие коллеги, мой краткий доклад посвящен ситуации на рынке авиационного страхования России. Прежде всего, нет никаких сомнений в том, что, в отличие от многих соседних государств – республик бывшего СССР, где вся деятельность по авиационному страхованию заключается в борьбе нескольких страховщиков за право обслуживать единственную (как правило, государственную) авиакомпанию, - в отличие от этих стран в России мы имеем действительно живой, активный, подвижный рынок.
Другой вопрос: куда движется этот рынок? Является ли его движение поступательным, имеет ли место прогресс, количественное и качественное развитие? Начнем с количественных показателей.
Динамика сборов страховой премии по авиационным рискам 2003-2011
Основная черта российского рынка в последние два года – стагнация общего объема премий на фоне постоянного снижения тарифов. К падению тарифов во всех секторах страхового рынка, но давайте посмотрим на динамику авиационных рисков по сравнению с другими видами страхования.
Динамика авиационных рисков
Разберемся с этими графиками подробнее. Мы видим небольшой рост премий, он сосредоточен полностью в сегменте страхования каско, и обеспечен полностью за счет страхования военных программ. Зеленая линия показывает премии по страхованию ответственности авиаперевозчиков. Тут уже никакого роста нет, а есть падение. Причем падение это происходит на фоне растущего пассажирооборота.
Сборы по страхованию ГО авиаперевозчиков
Принятие новой редакции Воздушного Кодекса и активное перевооружение парков наших авиакомпаний дало прирост премий в 2008-09 гг – заметим премии росли за счет роста лимитов, то есть страховых сумм. В 2010-11 гг мы видим постоянное падение доходов страховщиков на фоне роста пассажиропотока. С другой стороны, наши зарубежные коллеги работают в условиях снижающихся тарифов уже много лет подряд и очень неплохо себя чувствуют. Более того, несмотря на существенное снижение тарифов, 2011 год оказался беспримерно удачным с точки зрения финансового результата. Может быть, и нам в России не о чем беспокоится, и мы можем спокойно плыть по течению мирового рынка? Навряд ли! Снижение тарифов на мировом рынке происходит на фоне явной тенденции к снижению количества авиационных происшествий.
Количество авиакатастроф на 1000000 полетов
А что мы видим в России?
Количество авиакатастроф на 100000 часов налета
Мало того, что уровень аварийности в России сегодня выше, чем среднемировой показатель и в разы выше, чем показатели Европы и Америки, но и тенденции изменения этих показателей в России и в остальном мире – расходятся все дальше и дальше!
Сравнение динамики аварийности в гражданской авиации в России и мире
Вот в этом, собственно, и заключается основная проблема, лицом к лицу с которой стоят сегодня российские авиационные страховщики: премий становится меньше, а убытков становится больше. И это, как видите, проблема специфическая именно для России, поскольку за ее пределами картина иная, так что выпутываться из этой ситуации нам предстоит самостоятельно. Второй вопрос, которым следует задаться, говоря о развитии рынка, - это вопрос качества. Растет ли качество? Получают ли потребители сегодня более качественную услугу от страховщиков, чем 10 лет назад? Вопрос этот адресован вовсе не только к страховщикам. В условиях рынка качество услуги – это не в меньшей степени вопрос спроса, чем вопрос предложения. Зададимся вопросом: "Получает ли авиация России адекватный уровень страховой защиты?" и рассмотрим основных потребителей услуги, которыми являются: • крупные авиакомпании • региональные перевозчики • аэропорты • лизинговые компании и банки Крупные авиакомпании: • Страховые полисы соответствуют мировым стандартам (что диктуется требованиями лизингодателей) • Собственная политика в области организации страховой защиты присутствует лишь у некоторых компаний • Интересы лизингодателей защищены; но защищены ли интересы авиакомпании? Региональные перевозчики: • Выполняются только минимальные требования, установленные законодательством • Интересы авиакомпании не защищены • Как правило, отсутствует единый полис страхования авиационных рисков авиакомпании • Катастрофические пробелы при организации взаимодействия с партнерами (аренда ВС) Аэропорты: • Отсутствие каких бы то ни было отраслевых стандартов или требований со стороны авиакомпаний • Заниженные лимиты ответственности; увлечение защитой от мелких убытков вместо защиты от катастрофических убытков • Не используются возможности организации групповых полисов: как для служб одного аэропорта, так и для групп аэропортов Лизинговые компании и банки: • Очень увлекаются контролем за процессом страхования "своего" имущества у заемщиков и лизингополучателей (часто небескорыстно) • При этом не имеют установленных стандартов и требований к страховому покрытию • При этом сами не приобретают никакой страховки для защиты своих интересов Любая лизинговая компания в Европе или Америке имеет страховой полис, обеспечивающий защиту ее интересов. Этот полис, как правило, покрывает: • риски гибели и повреждения техники, пока она находится в распоряжении лизингодателя • риски ответственности – в случае, если лизингодатель привлекается как ответчик или соответчик по искам о возмещении вреда • то, что называется Contingencyrisks, - защита на случай, когда происшествие должно было быть покрыто страховкой авиакомпании-клиента, но по какой-то причине эта защита не сработала • и так далее Вообще, если определить основной недостаток в работе по страхованию в российских компаниях, то это – отсутствие системного подхода к организации страхования. Организация страхования – это не процесс покупки страховых полисов в течение года. Это организация защиты интересов предприятия. При системном подходе страхование выступает одним из элементов общей системы защиты. Сюда же относятся: • работа с контрактами; распределение ответственности и оценка риска при построении взаимодействия с контрагентами. Зачем покупать страховку, если можно договориться с контрагентом об отказе от претензий? Зачем давить на контрагента, настаивая, чтобы он купил страховку, если вы сами можете покрыть этот риск бесплатно? • анализ специфики деятельности компании, анализ предложений на страховом рынке и конструирование – на основе этих данных оптимальных условий страхования – имеется в виду не цена, а объем страхового покрытия, различные виды дополнительного покрытия и т.п. • Определение страховых сумм. Простой пример: если авиакомпания летает на арендованных самолетах, то лизингодатель является выгодоприобретателем по полису каско. В случае полной гибели самолета лизингодатель получит компенсацию за утраченное имущество. А авиакомпания? Она разве не понесет убытков? Приобретают ли наши авиакомпании страховку с целью покрыть свои убытки в таком случае? – я не встречал такого ни разу. Существует ли такой продукт на рынке? – да, существует. Это всего лишь несколько примеров. Смысл – в системном подходе к оценке риска, защите от риска и страхованию. Если наша конференция заставит присутствующих в этом зале риск-менеджеров авиакомпаний обратить больше внимания – своего и своих руководителей – на эти вопросы, и снабдит их некоторой информацией к размышлению, то уже можно будет считать, что мы собирались не зря. Благодарю вас за внимание!
Вся пресса за 28 февраля 2012 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Тенденции, Авиационное страхование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
 |
Персоны:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
23 июня 2025 г.

|
|
Время Н, Нижний Новгород, 23 июня 2025 г.
46 страховых мошенников предстали перед судом в Нижнем Новгороде

|
|
genproc.gov.ru, 23 июня 2025 г.
Прокуратура Нижегородской области утвердила обвинительное заключение по уголовному делу о мошенничестве в сфере страхования

|
|
Коммерсантъ-Кубань, 23 июня 2025 г.
Суд вернул фермеру из Аксая изъятый за просрочки лизинговый комбайн

|
|
cbr.ru, 23 июня 2025 г.
Решения Банка России в отношении участников финансового рынка

|
|
СеверПост.ru, Мурманск, 23 июня 2025 г.
Эксперт: Кому возмещать ущерб в случае ДТП с животным

|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 июня 2025 г.
По данным Moody's, европейские страховщики увеличат объемы частных кредитов в своих инвестпортфелях

|
|
АвтоВзгляд, 23 июня 2025 г.
Приморский край лидирует по количеству судебных издержек по ОСАГО

|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 июня 2025 г.
Fitch сохраняет нейтральный прогноз по европейскому страховому сектору в середине года

|
|
Курские известия, 23 июня 2025 г.
В Курске суд отказал страховой компании в предоставлении автомобиля на осмотр

|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 июня 2025 г.
Перестрахование демонстрирует стабильность на фоне глобальной неопределенности — итоги конференции S&P

|
|
Интерфакс, 23 июня 2025 г.
РСА определил 10 регионов с максимальной долей судебных издержек по ОСАГО

|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 июня 2025 г.
Платные услуги по управлению рисками — возможность стимулировать рост страховщиков

|
|
Парламентская газета, 23 июня 2025 г.
Штрафы для таксистов без страхового полиса могут снизить в 25 раз

|
|
КонсультантПлюс, 23 июня 2025 г.
ВС РФ: Казначейство вправе проводить финансовый контроль в частных клиниках, работающих по ОМС

|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 июня 2025 г.
Страхование длительного ухода в Китае снижает катастрофические расходы пожилых людей

|
|
Коммерсантъ-Уфа, 23 июня 2025 г.
«Уфаводоканал» заплатит 600 тысяч рублей за затопленный стоками автомобиль

|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 июня 2025 г.
Кибератаки бьют по акциям: ущерб репутации снижает рыночную стоимость компаний на 27%

|
 Остальные материалы за 23 июня 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|